Интернет – друг, а не враг

Main Content

Информация для родителей

Причины интернет-зависимости у подростков

Огромную роль в профилактике интернет-зависимости играет семья подростка. Подростковый период — это период, когда сверстники начинают играть в жизни ребенка более важную роль, чем родители и старшие родственники; однако, ребенок по-прежнему проживает в семье и зависим от родителей, поэтому он подсознательно копирует привычки родителей, и это нормальное явление. Разработка профилактических мероприятий в семье, как правило, осуществляется под руководством психолога и (или) социального педагога и включает в себя следующие мероприятия:

 • Выяснение условий, в которых живет подросток; 

• Выяснение отношения родителей и старших родственников ребенка к интернету и виртуальной реальности; 

• Анализ отношений подростка с родителями и старшими родственниками, а также анализ отношений родителей и старших родственников друг с другом. Последнее особенно важно, поскольку очень часто ребенок становится интернет-зависимым именно из-за того, что болезненно переживает конфликты старших. 

• Психологическая диагностика киберзависимого ребенка. Психодиагностика включает в себя диагностику уровня тревожности и агрессивности, а также определение темперамента и типа личности, выявление явных и скрытых фобий и комплексов неполноценности. После проведения психологической диагностики подростка и его ближайшего семейного окружения (родители, другие дети в семье) психолог и социальный педагог разрабатывают план работы с конкретной семьей, направленный на ликвидацию имеющейся киберзависимости или профилактику данного вида зависимости в том случае, если ребенок находится «в группе риска», но еще не демонстрирует признаков патологической зависимости. К группе риска можно отнести следующие категории подростков: 

• Дети, проживающие в неполных семьях. 

• Дети, тяжело переживающие уже произошедший или планируемый развод родителей. 

• Дети, у которых интернет-зависимостью страдает один или оба родителя, брат (сестра) или другие близкие родственники. Обычно, когда речь идет о различного рода зависимостях (аддикциях), например, алкоголизме и табакокурении, в первую очередь в группу риска принято относить детей из многодетных, малообеспеченных и социально неблагополучных семей. В случае с киберзависимостью имеет место обратная тенденция: чаще всего этому патологическому пристрастию подвержены дети из обеспеченных семей. Это можно отчасти объяснить тем, что такие подростки не имеют нужды подрабатывать, чтобы заработать деньги на карманные расходы, поэтому у них больше свободного времени, чем у сверстников из малообеспеченных семей. 

Есть и еще несколько причин. 

Во-первых, в обеспеченных семьях родители часто запрещают детям проводить много времени с друзьями, потому что беспокоятся, что на ребенка окажут дурное влияние дети из неблагополучных семей. 

Во-вторых, если подросток проживает в квартире или доме большой площади, у него почти всегда есть своя комната и свой компьютер, а наличие собственного пространства располагает к уединению и погружению в виртуальный мир, особенно если ребенок единственный в семье. 

Третья причина заключается в том, что у детей из обеспеченных семей часто снижена мотивация к учебе. Ребенок понимает, что родители, благодаря своему положению в обществе, могут помочь ему с карьерой и с учебой (пригласить репетиторов по ЕГЭ, помочь с поиском работы после окончания вуза), поэтому, ввиду слабой установки на хорошую учебу, подросток начинает заполнять свободное время общением в интернете. Таким образом, одна из самых важных категорий детей, находящихся в группе риска — дети родителей с уровнем достатка выше среднего.

Способы оказания психологической помощи интернет-зависимому подростку. 

Направления и виды психологической помощи по борьбе с киберзависимостью в семье – организация полноценного досуга для ребенка с целью постепенной замены киберзависимости на новое увлечение, социальная адаптация ребенка, привитие ребенку элементарных навыков безопасного поведения в интернете и здорового образа жизни. Методики и технологии работы, необходимые для решения проблемы ребенка и его семьи: 

• Активное включение родителей ребенка в общественную жизнь школы, в которой учится школьник. 

• Применение к подростку метода временных и постоянных поручений в семье для формирования чувства ответственности и долга. Следует выбирать именно эти методы, так как они соответствуют возрастным особенностям подростков, и данные формы работы можно легко реализовать в условиях семьи в трудной ситуации. 

Основные критерии оценки результативности помощи интернет-зависимому подростку в семье

• Оценка концентрации внимания, уровня агрессии. 

• Оценка сознательной мотивации к учебе. 

• Оценка формы и содержания рисунков, поделок ребенка психологом школы. Оценка взаимоотношений ребенка с близкими.

 • Уровень навыков социальной адаптации ребенка. 

• Отношение подростка к здоровому образу жизни и безопасному поведению за компьютером. 

Далее необходима профилактика рецидивов, помочь ребенку наладить отношения со сверстниками, создать подростку необходимые условия для полноценной учебы и отдыха.

***

***